Положение
о рабочей программе учебного предмета
в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с. Бердяш»
муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан
- Общие положения
- Рабочая программа – нормативно-управленческий документ муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бердяш», характеризующий систему организации образовательной деятельности в школе.
- Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учётом необходимых требований к её построению, а также описывает региональный уровень, школьный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся по предмету, отражает специфику обучения в школе.
- Рабочая программа учебного предмета призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой образовательного процесса в школе.
- Структура рабочей программы учебного предмета
К элементам структуры Рабочей программы учебного предмета относятся:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4. Учебно-тематические планы.
5. Содержание программы учебного предмета.
6. Средства контроля.
7. Учебно-методические средства обучения.
2.1. Требования к оформлению титульного листа Рабочей программы
Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф согласования утверждения программы (с указанием даты и номера протокола и подписи руководителя ШМО, с указанием даты и номера приказа директора школы);
- название учебного предмета;
- Ф.И.О. педагогов, разработавших и реализующих программу учебного предмета;
- классы, которыми изучается предмет;
- год составления программы.
2.2. Требования к написанию пояснительной записки к Рабочей программе
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
- название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана Рабочая программа учебного предмета;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учётом специфики обучения в школе);
- изменения, внесённые в программу и их обоснование;
- учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой школы (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, Ф.И.О. автора, издательства, года издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание;
- преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации учащихся в школе;
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
2.3. Требования к уровню подготовки учащихся
- Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей – результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операционных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
- Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образовании и примерная учебная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.
- Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
2.4. Требования к учебно-тематическому плану
- Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачётов, контрольных, практических и других видов работ за счёт времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой.
- Учебно-тематический план составляется по конкретному предмету по всем классам и по всем дополнительным курсам (факультативным, элективным и другим курсам).
2.5. Требования к составлению содержания учебного предмета
- Содержание учебного предмета включает текстовое описание каждого раздела программы учебного курса по каждому классу.
- При изложении содержания учебного материала в заданной последовательности необходимо предусматривать все дидактические единицы содержания.
2.6. Требования к разделу программы «Средства контроля»
- Система средства контроля – система контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачёта и других материалов) для оценки освоения учащимися планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей – результатов.
- Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы.
- Устные контролирующие материалы могут включать в себя перечень вопросов и заданий.
2.7. Требования к составлению раздела «Учебно – методические средства обучения»
- В данном разделе перечисляются основная и дополнительная литература (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы учебного предмета.
- Используемый перечень учебно-методических средств обучения классифицируется на три группы: «Основная и дополнительная литература», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы».
- Литература оформляется в соотвествии с ГОСТом: элементы описания каждого издания, пособия должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
3. Порядок разработки Рабочей программы по учебному предмету
1 этап: Сбор и изучение информации для разработки Рабочей программы по учебному предмету (осуществляется администрацией школы и руководителями школьных методических предметных объединений).
2 этап: Отработка структуры Рабочей программы и её закрепление соответствующим нормативным документом (Положением) (осуществляется администрацией школы).
3 этап: Формирование текста Рабочих программ по всем учебным предметам учебного плана (осуществляется всеми педагогами школы).
4 этап: Утверждение Рабочей программы по учебному предмету (осуществляется директором школы).
5 этап: Реализация Рабочей программы по учебному предмету (осуществляется всеми педагогами школы).
Источниками информации для разработки Рабочей программы по учебному предмету могут выступать:
- нормативные документы, книги, периодическая печать, образовательные программы;
- собственный педагогический опыт и теоретические знания педагогов школы, научных работников;
- информация об образовательных запросах родителей и учащихся школы;
- традиции, культура, менталитет ОУ.
4. Порядок рассмотрения и утверждения Рабочей программы
1 этап: Рассмотрение Рабочей программы на заседании методического объединения (соответствующее решение о принятии программы фиксируется в протоколе заседания методического объединения).
2 этап: Сдача Рабочей программы заместителю директора по учебной работе для проверки её содержания установленным требованиям, описанным в настоящем Положении).
3 этап: Утверждение Рабочей программы учебного предмета директором школы.